среда, 29 декабря 2010 г.

Речь А. Ф. Керенского

Русское слово, №49, Пятница, 3-го  марта 1917 г., Москва  


     2-го марта, вечером, новый министр юстиции А.Ф. Керенский произнес в Екатерининском зале речь, обращенную к солдатам и гражданам.
     При появлении на трибуне нового министра огромный Екатерининский зал огласился бурными продолжительным аплодисментами тысячной толпы.
     -- Товарищи - солдаты и граждане! Я, член Государственной Думы А. Ф. Керенский, -- министр юстиции. (Бурные аплодисменты и торжественные клики: "Ура!"). Объявляю во всеуслышание, что новое временное правительство вступило в исполнение своих обязанностей по соглашению с советом рабочих и солдатских депутатов. Соглашение, заключенное между исполнительным комитетом Государственной Думы и исполнительным комитетом совета рабочих и солдатских депутатов одобрено советом рабочих и солдатских депутатов большинством нескольких сот голосов против 15-ти. (Бурные продолжительные аплодисменты и возгласы "Браво!"). Первым актом нового правительства является немедленное опубликование акта о полной амнистии. Наши товарищи - депутаты 2-й и 4-й Дум, беззаконно сосланные в тундры Сибири будут немедленно освобождены и с особым почетом привезены сюда.
     Товарищи! В моем распоряжении находятся все бывшие председатели совета министров и все министры старого режима. Они ответят за все преступления перед народом согласно закону. (Из толпы возгласы: "Беспощадно!").
     Товарищи! Свободна Россия не будет прибегать к тем позорным средствам борьбы, которыми пользовалась старая власть. Без суда никто подвергнут наказанию не будет.
     Товарищи - солдаты и граждане! Все меры, которые будут приняты новым правительством, будут опубликованы. Солдаты! Прошу вас оказать нам содействие. Свободная Россия родилась, и никому не удастся вырвать свободу из рук народа. Не слушайтесь призывов, исходящих от агентов старой власти. Слушайтесь ваших офицеров. Да здравствует свободная Россия! (Бурные аплодисменты и клики "ура").

                     *  *  *

     2-го марта во время обсуждения советом рабочих депутатов вопросов, связанных с организацией временного правительства, в заседание явился А.Ф. Керенский и попросил слова для внеочередного заявления. Став на стол, Керенский произнес следующую речь:
     -- Товарищи,  должен сделать вам сообщение чрезвычайной важности.
     Товарищи, доверяете ли вы мне? (Возгласы: "Доверяем!"). В настоящий момент образовалось временное правительство, в котором я занял пост министра юстиции. (Бурные аплодисменты, возгласы "Браво!"). Товарищи,  должен был ответить в течение 5-ти минут и поэтому не имел возможности получить ваш мандат до решения моего вступления в состав временного правительства.
     Товарищи, в моих руках находились представители старой власти, и я не решился выпустить их из своих рук. (Бурные аплодисменты и возгласы "Правильно!").
     Я принял сделанное мне предложение и вошел в состав временного правительства в качестве министра юстиции. (Новый взрыв аплодисментов).
     Немедленно по вступлении на пост министра я приказал освободить всех политических заключенных и с особым почетом препроводить из Сибири сюда, к нам, наших товарищей-депутатов, членов с.-д. фракции 4-й Думы и депутатов 2-й Думы. (Бурные аплодисменты, переходящие в овацию). Освобождаются все политические заключенные, не исключая и террористов.
     Я занял пост министра юстиции для созыва Учредительного Собрания, которое должно будет, выражая волю народа, установить будущий государственный строй. (Бурные аплодисменты). До этого момента будет гарантирована полная свобода пропаганды и агитации по поводу формы будущего государственного устройства России, не исключая и республики. (Бурные аплодисменты).
     В виду того, товарищи, что я принял на себя обязанности министра юстиции до получения от вас на это полномочий, я слагаю с себя звание товарища председателя совета рабочих депутатов. Но для меня жизнь без народа немыслима, и  вновь готов принять от вас воззвание, если вы признаете это нужным. ("Просим, просим!").
     Товарищи, войдя в состав временного правительства, я остался тем, чем был, -- республиканцем. (Шумные аплодисменты). В своей деятельности я должен опираться на волю народа. Я должен иметь в нем могучую поддержку. Могу ли я верить вам, как самом себе? (Бурные овации. Возгласы: "Верим, верим!"). Товарищи, я не могу жить без народа и тот момент, когда вы усомнитесь во мне, убейте меня (Новый взрыв оваций).
      Я заявлю временному правительству, что я являюсь представителем демократии, что временное правительство должно особенно считаться с теми мнениями, которые я буду отстаивать в качестве представителя народа, усилиями которого была свергнута старая власть. (Аплодисменты. Возгласы: "Да здравствует министр юстиции!").
     Товарищи, время не ждет. Я призываю вас к организации, дисциплине. Прошу вас поддержать нас, ваших представителей, готовых умереть во имя интересов народа и отдавших ему всю свою жизнь.  полагаю, что вы не осудите меня и дадите мне возможность осуществить все необходимые гарантии свободы до созыва учредительного собрания. (Аплодисменты).
      Товарищи, позвольте мне вернуться к временному правительству и объявить ему, что вхожу в его состав с вашего согласия, как ваш представитель. (Бурные аплодисменты, переходящие в овацию. Возгласы: "Да здравствует Керенский!" Все встают со своих мест, подхватывают на руки А. Ф. Керенского и из зала общего собрания совета рабочих депутатов несут его в кабинет исполнительного комитета).

Речь Н. С. Чхеидзе

     Председатель совета рабочих и солдатских депутатов Н. С. Чхеидзе, восторженно приветствуемый толпой и сопровождаемый солдатами и офицерами, произносит слово о сияющем величии подвига революционного солдата, которому жмет руку революционный герой-рабочий.
     Н. С. Чхеидзе рассказывает о последних усилиях провокации охранки, выпустившей гнусную прокламацию об убийстве солдатами офицеров, и горячо призывает солдат приветствовать офицеров, как граждан, поднявших революционное знамя, и оставаться братьями во имя великой революции и русской свободы.
     Толпа рабочих, солдат и офицеров несет Н. С. Чхеидзе на руках.
     После Н. С. Чхеидзе говорил член Государственной Думы Н. И. Туляков.

Комментариев нет:

Отправить комментарий